Доклад помощника руководителя отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии на научно-практической конференции  «Миссия молодежи в науке» V Фестиваля науки Юга России.

Достижения современной науки, например, в области генетики или новых электронных технологий как одних из наиболее обсуждаемых и дискуссионных областей современного научного знания, открывают перед человечеством безграничные просторы возможностей и перспектив всеобщего развития, выводят человека на новый уровень коммуникации, социальных связей, экономического развития и политического диалога, формируют образ нового человека, новый уровень интеграции и его посюсторонности по отношению ко всем сферам его жизнедеятельности. Однако совершенно очевидно, что приоритетная удобосклонность конкретного человека к потаканию, в первую очередь, собственным страстям, а не действованию на благо общности, способна стратегически привести к разрушительным последствиям.

Именно сегодня, когда расшифрован геном человека, и мы стоим на пороге эпохи генетической паспортизации, когда жизнь современного человека не представляется без применения электронных технологий, когда существует реальная возможность тотальной подконтрольности электронным системам, а нейроэкономика приходит на смену привычным стратегиям рекламы и маркетинга, – в этот момент нравственный аспект внедрения и использования достижений современной науки и техники приобретает особую актуальность и сверхзначимость. Необходима постоянная поверка всех pro et contra на соответствие устойчивым морально-этическим нормам, стратегическое прогнозирование рисков и возможных негативных последствий; но главное необходимо мужество, чтобы отказаться от намеченных планов и реализации поставленных целей в случае, если результаты применения тех или иных изобретений грозят серьезной опасностью для общества, даже если это окажется экономически невыгодным.

К сожалению, сегодня научное сообщество вынуждено отвечать, в первую очередь, на бизнес-заказ, соответствовать требованиям чистой экономики, предъявляемым бизнес-сообществом, безотносительно к природно-экологическим, морально-этическим, нравственным проблемам дальнейшего использования их изобретений и практических достижений. В ином варианте роль экономического диктатора может играть и государство. Но в конечном счете, если целью ставится лишь экономическая прибыль или установление собственного миропорядка без социальной ориентации и нравственной регуляции принимаемых решений, то стратегический эффект по-прежнему будет носить исключительно губительный характер.

Взаимосвязь возникновения негативных последствий даже на физическом уровне организации бытия с нарушением морали человеком экспериментально подтверждена, например, в книгах крупного исследователя современности Дарио Саласа Соммэра. «Благодаря результатам [этих экспериментов], – пишет Дарио Салас, – Мораль перестает быть лишь сводом норм поведения и становится тем, чем она на самом деле является: постоянной циркуляцией энергии между человеком и Природой, когда любой аморальный поступок является нарушением естественного равновесия и последующее неизбежное наказание приводит к восстановлению этого равновесия».

Сегодня если мы действительно хотим, чтобы наука приносила человечеству поистине благие плоды, мы необходимо должны отказаться от лицемерия и посмотреть на вещи зрело и без предубеждений. На сегодняшний день мы с уверенностью можем констатировать тот факт, что зачастую внедрение достижений современной науки в жизнь общества является волевым процессом соответствующих заинтересованных групп субъектов политэкономии, зачастую не совпадающих с интересами широких слоев населения. Словно над нами ставится перманентный глобальный эксперимент на выживание, попирающий элементарные права и свободы. А с помощью эффективных маркетинговых технологий результаты этих внедрений постепенно становятся неотъемлемой частью жизни общества.

С точки зрения реализации концепции социально-ориентированного маркетинга, декларируемой большинством крупнейших предприятий как основы для принятия ими коммерческих решений, она призвана ответить на вопрос: «Всегда ли деятельность фирмы, которая выявляет, обслуживает и удовлетворяет индивидуальные потребности, приносит благо обществу и потребителям в долгосрочной перспективе?». Однако в условиях реалий экономико-политической конъюнктуры современности ситуация представляется совершенно инаковой. Предприниматель не станет отказываться от получения сверхприбыли в угоду морально-этическим принципам, так как он связан жесткими условиями конкурентной борьбы и выживания на рынке. В условиях грамотной государственной политики в области поддержания развития науки и инноваций эта задача – задача ученых. Ученый не должен стремится лишь к получению прибыли, ибо коммерциализация науки убивает ее душу и загоняет в рамки все той же конкурентной борьбы, переключая интенции исследователя с научного поиска на коммерческий.

По моему глубокому убеждению, решение нравственных и этических проблем и противоречий использования достижений современной науки лежит в плоскости государственного регулирования и безусловной поддержки развития национальной науки. В свою очередь – и это самое главное! –критерием деятельности государственных регуляторов должно выступать не просто общественное мнение, без преувеличения формируемое во многом под влиянием именно государственного или коммерческого заказа, но имеющий свое основание в духовной традиции нации голос титульной религии как хранительницы норм жизни и деятельности человека, не подверженных ни духу времени, ни каким-либо колебаниям коллективного сознания или личной прихоти. Даже сами морально-этические, нравственные и культурные нормы подвержены изменениям и деградации, если не имеют своего четкого основания в духе традиции. Следовательно, даже они вторичны по отношению к духу, ибо именно дух творит себе формы. Нравственные нормы же и есть выражение этого коллективного духа в формах, доступных индивидуальному человеческому восприятию. Но пораженный дух способен сотворить себе лишь искаженную форму.

Резюмируя самым общим образом означенную проблематику, хотелось бы привести слова Патриарха Алексия II из его выступления на заседании ПАСЕ 2 октября 2007 года: «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком — не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов».

Хотелось бы добавить, что в недалеком будущем наука может стать как спасительницей в условиях нарастания глобальных проблем и противоречий, так и могилой для человечества. И от нас самих зависит, каким будет наше будущее.

В.В. Свистунов, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Литература:

1. Соммэр Дарио Салас. Мораль XXI века: Пер. с исп. – М.: Издательство «Кодекс», 2014. – с. 451.

2. Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Дж. Основы маркетинга, 4-е европейское издание.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – с. 58.

3. Официальный сайт Руссой Православной Церкви. Выступление Святейшего Патриарха Алексия на очередной сессии ПАСЕ.